Новости

00:00

Внеклассное мероприятие

Муниципальное образовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 35 города Белгорода

 Городской смотр- конкурс работ образовательных учреждений города по воспитанию культуры речи детей и подростков

 Номинация

«Разработка внеклассного мероприятия»

 

«Не всё то годится, что говорится»

                                                                                  Автор

                                                     Классный руководитель  3 –В класса

                                                   Фендрикова Лариса Алексеевна

  

Белгород 2010г.

Внеклассное мероприятие «Не всё то годится, что говорится».

 

Цели:

  • Обсудить проблему загрязнения современного русского языка нецензурными выражениями;
  • Предупреждать употребление учащимися грубых слов; убедить детей в том, что сквернословие и ругань вредят человеку.
  • Воспитывать культуру речевого поведения; прививать любовь к родному языку

Ход внеклассного мероприятия:

Запись на доске:

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.

                            Л.Н.Толстой.

1.Чтение стихотворения учеником.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

2. Дискуссия о бранных словах.

Сегодня мы с вами поговорим об очень важной проблеме - о сохранении чистоты родного языка, о влиянии загрязнения языка на здоровье человека. Здоровье зависит не только от наследственности, вашего образа жизни, но и от того, как и что мы говорим. Мы поговорим с вами о вреде сквернословия.

Хорошие мысли у человека рождают хорошие слова, плохие мысли- плохие слова. От злых мыслей и чувств у человека энергия души не только загрязняется, но и теряет, растрачивает внутреннюю силу. Мы уже знаем, что

Добрые мысли

Культурные слова      порождают вежливость

Хорошие поступки

 

Злые мысли

Безобразные слова     порождают грубость

Плохие поступки

Тот, в ком часто возникают злые мысли, очень вредит себе. От злых мыслей и чувств возникает желание ругаться и обзываться, а безобразные слова отравляют душу человеку. В злых словах и ругательствах собирается много плохой силы, которая не только загрязняет, но и постепенно разрушает энергию того, кто сквернословит. Этот вред бывает виден не сразу, а проявляется постепенно. Великий русский писатель Л.Н.Толстой говаривал: «Не думать вперёд о том, что ты скажешь, можно только тогда, когда чувствуешь себя спокойным, добрым и любящим. Но чем ты неспокойнее, недобродушнее  и раздражённее, тем больше берегись согрешить словом.» Из этих мудрых слов мы видим, что существует прямая зависимость между чувствами, качествами, внутренним состоянием человека и теми словами, которые он произносит. Если человек добр, относится к людям с любовью, как вы думаете, он сможет наговорить гадостей кому бы то ни было? (нет)

Конечно, нет. Об этом можно говорить с полной уверенностью. А вот если человек зол, ненавидит людей, раздражён, то в этом случае от него можно ожидать всё, что угодно. Более того, в словах писателя подчёркивается огромная важность слова, раз словом можно согрешить. Человек грешит словом прежде всего тогда, когда произносит злобные слова.

Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Поднимите руки те, кто любит грязь? Вряд ли нормальный человек захочет жить в грязи. Только безразличный человек может жить в грязи и распространять её. Красоту мира загрязняет тот человек, у которого изо рта несётся грязный поток нечистот и сквернословия.

Сквернословие, по словам В.И.Даля, мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное. Всё перечисленное, вызывает в душе неприятные чувства, от этого так и веет злом. И действительно, сквернословие несёт зло, как человеку, говорящему эти слова, так и тем, кто их слышит. Остерегайтесь и боритесь со сквернословием, оно невидимо и незаметно разрушает душу человека.

Слова- это способ общения  одного человека с другим, и нельзя засорять свою речь. Человек должен бороться со сквернословием, с этими проявлениями зла как в быту, так и в своей душе, и в своей речи. Употребление отвратительных слов в речи- плохая привычка человека, от которой следует избавиться.

 

 

Ученик:

Как богат и свободен наш Великий язык.
Как красив и чудесен его благостный лик…
Ведь же всё говорят: “Век живи – век учись”.
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим
И мой мир без него не богат, а убогий.
И для каждого он частица себя
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Учитель. С древних времён мудрые люди знали о великом значении слов, придумали о них множество пословиц и поговорок. Предлагаю вспомнить их.

Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.
Язык голубит, язык и губит.
Слово – не воробей, вылетит – жди беды.
Слово – не стрела, а пуще стрелы разит.
У него что на уме, то и на языке.
Рана от копья - на теле, рана от речей – в душе.
Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
На гнилое слово держи ухо глухо.
Каков разум таковы и речи.
Жало остро, а язык острей того.
За худые слова слетит и голова.
И доброе слово не уймёт злого.
Дурное – что смола; пристанет – не отлепишь.
Гнило слово от гнила сердца.
Как сказано, так и сделано.

3.Работа в группах:

1-я группа – составление "Словаря добрых слов” для различных ситуаций: общение в транспорте, в театре, разговор по телефону, приглашение, благодарение, прощание и так далее.
2-я группа – составление памятки для учащихся "Берегите чистоту речи”.

Памятка.

Не говорите плохих слов сами.
Не копируйте других.
Не говорите как все, не старайтесь быть похожими на кого – то, сохраняйте самобытность и свою культуру речи.
Помните: "Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.

4. Рефлексия.

- О какой проблеме мы сегодня говорили?
- На ваш взгляд, опасно ли сквернословие?
- Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы предлагаете?
- Как вы будете решать эту проблему для себя?

Добрые слова.

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот час,
Когда они другим необходимы!

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz